Педагогические команды – исходное условие развития современной школы»
Управленческая практика развития МКОУ "Агвалинская гимназия имени Кади Абакарова" МР "Цумадинский район" РД в период вхождения в проект (2023-2024 уч.г)
«Школа Минпросвещения России»
В 2023 году коллектив МКОУ "Агвалинская гимназия имени Кади Абакарова" МР "Цумадинский район" Республики Дагестан вступил в реализацию проекта «Школа МинПросвещения России». Результаты входной процедуры самодиагностики в 2023 году показали низкий базовый уровень развития образовательной организации, из 8 магистральных направлений результаты только 5 были ближе к базовым. Результаты самодиагностики, проведенной в 2024 году, показала рост по всем направлениям, и главное для нас – это значительный рост по направлению(условию) «Учитель. Школьные команды». Считаем, что данный факт стал возможен благодаря правильному определению приоритетного направления ближайшей зоны развития образовательной организации.
Изучение критериев и характеризующих их показателей по всем магистральным направлениям для управленческой команды школы стало сильным мотивационным инструментом для понимания и принятия философии проекта Школы Минпросвещения. Проведя аналогию между содержанием проекта и теорией иерархией потребностей (Абрахама Маслоу) мы смогли выстроить логические цепочки взаимосвязи трех условий, заложенных в проект и всех сущностей по пяти магистральным направлениям. Потребность получать знания и самоопределяться возникнет только тогда, когда будут удовлетворены потребность в безопасности, социализации. Данное видение и легло в основу работы, направленной на погружение и принятие проекта педагогическим коллективом школы.
Для запуска проекта были приняты следующие управленческие решения: 1. Провести системный анализ выявленных дефицитов показателей соответствия ОО модели «Школа Минпросвещения России».
2. Провести стратегическую сессию «МКОУ "Агвалинская гимназия имени Кади Абакарова" – участник проекта «Школа Минпросвещения России».
3. Актуализировать программу развития школы в соответствии с моделью «Школа Минпросвещения России»:
- скорректировать стратегию развития школы;
- разработать дорожную карту для ликвидации выявленных дефицитов.
4. Развивать командный стиль работы:
- сформировать управленческую команду;
- развивать функциональные команды.
Системный анализ начался, как отмечено ранее, группой управленцев и продолжился в рамках стратегической сессии, на которой была организована аналитическая работа с показателями самодиагностики - работа с проблемным полем по технологии пустографов. Был выстроен граф корневых проблем, который помог определить круг основных задач, заложенных в дальнейшем в Программу развития школы. Проблема неоднородности профессиональных компетенций педагога по результатам мозгового штурма оказалась ключевой, требующей особого внимания.
На сессии педагогический коллектив работал в рамках методических объединений. Административно-управленческий аппарат с педагогом-психологом школы выступали в роли координаторов и экспертов. У руководителей ШМО стояла задача методом наблюдения выделить инициативных педагогов, для дальнейшего продвижения проекта. Данные педагоги вошли в команду по актуализации Программы развития образовательной организации. В дальнейшем, все члены проектной группы стали лидерами проектных команд по решению задач Программы развития. Для реализации Программы развития было поставлено четыре «надмагистральных» задачи. Решение каждой из них приводит к достижению показателей по всем восьми магистралям проекта «Школа Минпросвещения России».
Тип команды
Направление деятельности
Лидер
Результат
Управленческая команда
Штатное расписание
Директор
Введение должностей: советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, тьютора по сопровождению профориентации обучающихся.
Пересмотрено соотношение ауп/педработник.
Управленческая команда
Корректировка внутришкольной системы оценки качества образования
Директор
НПА обновлен в соответствии с проектом «Школа Минпросвещения России».
Управленческая команда
Актуализация модели управления школой
Директор
Модель коллегиально-командного управления школой.
Переход социально-психологической службы на оперативный целевой уровень в системе управления.
Управленческая команда
Актуализация модели методической работы школы
Заместитель директора по УВР
Модель системы методической работы в стадии разработки.
Команда педагогов
Усовершенствование внутришкольной системы наставничества
Заместитель директора по УВР
НПА Положение о наставничестве обновлен в соответствии с проектом «Школа Минпросвещения России».
Команда педагогов
Корректировка внутришкольной системы оценки образовательных результатов обучающихся
Педагог школы со статусом регионального методиста
НПА обновлены в соответствии с проектом «Школа Минпросвещения России».
Смешанный (представители всех участников образовательных отношений)
Брендирование образовательной организации
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Герб, гимн, флаг МКОУ "Агвалинская гимназия имени Кади Абакрова"
Смешанный (представители всех участников образовательных отношений)
Проектирование модели комфортной и безопасной образовательной среды
Педагог-психолог
Кейс методик для мониторинга направления «Школьный климат» (идет апробация).
Смешанная команда (все участники образовательных отношений + соц. партнеры)
Разработка актуальной модели профориентационной работы в школе
Тьютор по сопровождению профориентации обучающихся
В стадии апробации.
Смешанная команда
Актуализация программы воспитания
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Штаб воспитательной работы.
Комната детских инициатив.
Смешанная группа
Актуализация работы с родителями
педагог-психолог
Родительский контроль.
Семейные программы выходного дня (в стадии разработки).
Смешанная команда
Усовершенствование системы олимпиадного и конкурсного движения
Педагог-организатор
Кейс внутришкольных конкурсов.
Государственная геральдика РФ во всех кабинетах школы.
Классные уголки.
Школьный спортивный клуб.
Команда педагогов
Создание паспортизированного школьного музея
Педагог-организатор
В стадии реализации.
С появлением в организации командного стиля управления наблюдаются изменения в законах, правилах взаимодействия между сотрудниками — они начинают больше доверять друг другу и руководству. Происходит распределение ответственности при принятии решений и их исполнении.
Команда начинает самоорганизовываться под поставленные цели.
Изменилась процедура решения проблем и принятия решений — не ожидая приказов свыше, педагоги переходят к групповым обсуждениям и принятию лучших вариантов.
В организации изменился стиль руководства — от индивидуального стиля управления происходит переход к командному стилю.
На основании выше сказанного, происходит пересмотр модели управления школы. Её начинаем выстраивать с позиции коллегиально-командного управления.
Риски при организации командного взаимодействия:
№
Риски
Пути решения
1
Растянутость процесса командообразования во времени.
Контроль за соблюдением тайминга проекта.
2
Необходимость дополнительных ресурсов и средств на формирование командного духа. Психологическая неготовность каждого «жертвовать» личным во имя коллективного.
Привлечение педагога-психолога для проведения тренинга по командообразованию.